Социалистические Штаты Америки

Рубрика: Книги

Глава 7. Налоги: цель оправдывает средства

«Правительственное понимание экономики может быть сведено к нескольким коротким фразам: если оно шевелится, облагай налогом; если оно продолжает шевелиться, регламентируй; если оно остановилось, субсидируй…»

Рональд Рейган,
киноактёр и 40‑й президент США

 

В год принятия постановления о Федеральном резерве был принят закон, воплотивший в жизнь очередную идею Маркса, — он устанавливал прогрессивную налоговую схему. Теперь, чем больше человек зарабатывал, тем выше становился его налог в процентном отношении.

Совпадение по времени этих двух событий — создания ФР и введения прогрессивного налога — отнюдь не случайность. С возникновением ФР кто‑то должен был оплачивать проценты с растущего, как на дрожжах, национального долга. Вряд ли «кто‑то» лучше, чем налогоплательщики, мог пригодиться для этой цели.

15 января 1984 года отчёт комиссии Грейса при администрации Рейгана (Grace Commission Report) выявил, что «100% собранных налогов уходит на погашение процентов с федерального долга... все средства с подоходного налога потрачены прежде, чем хотя бы цент успевает оплатить услуги, которые налогоплательщики ожидают от государства».

Кеннет Гербино (Kenneth Gerbino), бывший председатель Американского экономического совета, поведал, что «с 1913 года [по сегодняшний день] доллар обесценился более чем на 87%. В предшествующие 140 лет твёрдая валюта Соединенных Штатов сохраняла свою ценность. В 1913 году цены были такими же, как и в 1787 году».

Более того, с 1973 года заработок среднего американца с учетом инфляции и налогов упал на 17%. В 1950‑х годах средняя семья в США тратила 5‑10% своего дохода на жильё. Сегодня этот показатель составляет 40%! Америка — единственная из западных индустриально развитых стран, где произошло подобное падение уровня жизни[15].

Несмотря на то, что проценты с национального долга в США растут со скоростью 47 миллионов долларов в час, суммы собранных налогов сегодня с лихвой покрывают эту цифру. Но это и неудивительно, если учитывать, что налоговая ставка значительно выросла с 1984 года. Однако соответственно увеличился и размер правительства, поэтому новые, никому не нужные бюрократические структуры благополучно пожирают этот «излишек».

Каким же образом американское законодательство определяет налоги и методы налогообложения?

Существуют три категории, подлежащие налогообложению: люди, имущество и деятельность. Налог на людей и имущество называется прямым налогом (direct tax). Налог на деятельность называется косвенным налогом (indirect tax).

Статья I раздела 2 Конституции США гласит, что прямые налоги распределяются по штатам, согласно численности населения, перепись которого производится каждые 10 лет. Раздел 9 той же статьи запрещает обложение прямыми налогами без распределения по штатам.

Каждый из штатов, в свою очередь, собирает с населения налоги, согласно своей внутренней Конституции. Косвенные налоги делятся на пошлины (duties), дани (imposts) и акцизы (excises). Пошлины и дани — это налоги на импорт. Акцизы — это налоги на определённую деятельность и корпоративные привилегии.

Поскольку доход, будучи компенсацией за труд, является имуществом, значит, подоходный налог, чтобы не противоречить Конституции, может быть только косвенным налогом. Очевидно, что он не может являться ни данью, ни пошлиной, значит, подоходный налог является акцизом, то есть налогом на доход с определённых видов деятельности.

Следует заметить, что попытки ввести подоходный налог неоднократно предпринимались и раньше — в том числе и во время войны. Однако каждый раз они справедливо были признаны неконституционными.

Подоходный налог, введённый в 1913 году, отличался от всех предыдущих попыток тем, что являлся именно акцизом, а не прямым налогом, поэтому и был признан конституционным, несмотря на свою марксистскую сущность.

Вообще с налогами наблюдается довольно интересная картина. Большинство так называемых специалистов по налогам, да и американских юристов вообще, на самом деле не только не читали Свода законов и Налогового кодекса в частности, но даже ни разу и не заглянули в него!

Верится с трудом, не правда ли?

Личные заметки

Как‑то на день рождения моего брата была приглашена его бывшая подруга, которая на тот момент только что получила сертификацию бухгалтера (так называемый Certified Public Accountant, или CPA), окончив специальные курсы.

Помимо всего прочего, эта сертификация позволяла ей оформлять для сограждан налоговые декларации. Я сразу же решил, не отходя от кассы, убедиться в своей правоте. Наш диалог проходил примерно следующим образом:

— Так ты теперь можешь оформить мне налоговую декларацию, так?

— Конечно!

— Скажи, а на этих самых курсах вы изучали Налоговый кодекс?

— Изучали что?

Мне сразу стало очевидным, что человек не имеет ни малейшего понятия, о чем идет речь:

— Ну, свод налоговых законов и правил, где сказано, кто и какими налогами облагается, правила обложения и так далее.

— Вообще‑то, нет...

— То есть получается, что ты имеешь право оформлять другим людям налоговые декларации, но не имеешь ни малейшего понятия о том, по каким правилам этот человек облагается налогами и даже облагается ли он ими вообще?

В качестве ответа новоиспечённый бухгалтер лишь пожала плечами. Я с удовольствием обнаружил, что сидевшие вокруг нас с любопытством вслушивались в нашу беседу, которую я впоследствии расценил, как маленький личный триумф.

* * *

Чтобы в это поверить, необходимо понять, как работает современная юридическая система США. Дело в том, что во всевозможных юридических учебных заведениях студенты изучают, в основном, не Конституцию (common law), являющуюся основным законом общества, и даже не законы, написанные Конгрессом США (statutory law), а интерпретацию этих законов, вынесенную судами в результате тех или иных судебных процессов (case law).

Сегодня прецедентным правом вряд ли кого можно удивить. Однако Конституция США совершенно однозначно определяет в статье I части 1, что Конгресс — это единственный законодательный орган. Другими словами, все законы могут быть написаны только Конгрессом, и США — страна законодательного права, а не прецедентного!

Более того, законы должны быть написаны на доступном английском языке, понятном рядовому человеку со средним интеллектом. Если закон сформулирован недостаточно чётко, то он считается недействительным (void for vagueness).

Именно поэтому законы не подлежат интерпретации: они означают только то, что в них говорится, — не более и не менее! Единственная задача суда — это определять, был ли нарушен тот или иной закон в данном конкретном деле, а ни в коем случае не интерпретировать этот закон!

В реальном мире всё обстоит иначе. Решение, вынесенное в результате судебного процесса, создаёт прецедент, который становится чем‑то, вроде нового закона.

Несмотря на то, что этот «закон» формально не имеет абсолютно никакой юридической силы вне своего процесса, он, тем не менее, впоследствии используется, как закон, на деле являясь всего лишь интерпретацией, нередко совершенно ошибочной, настоящего закона, о существовании и формулировке которого, так называемые, юристы даже и не подозревают.

Нередко на судебных процессах адвокат просит судью принять решение, ссылаясь на аналогичное решение в другом подобном деле. Это совершенно недопустимая практика: ведь каждый судебный процесс представляет собой абсолютно независимое дело, со своими мотивами, участниками, подробностями, свидетелями, событиями и причинами — как можно принимать решение на основе другого дела? Нельзя!

Но когда судья на доводы адвоката отвечает, что он не допустит цитирование Конституции в зале суда — а такое случалось — то удивляться уже не приходится ничему.

Практика принятия решений на основе прошлых процессов, не имеющих отношения к текущему, сегодня стала обычным делом, и мало кто знает, что на самом деле говорится в написанном Конгрессом законе — единственном, имеющем юридическую силу.

Все законы США записаны в Свод законов (Кодекс) Соединенных Штатов (United States Code, USC), а правила следования им оговорены в Своде федеральных правил (Code of Federal Regulations, CFR). USC и CFR состоят из 50 разделов (titles). Каждый раздел Правил оговаривает порядок следования законам в соответствующем разделе Кодекса.

Раздел 26 Кодекса является Налоговым кодексом (Tax Code, Internal Revenue Code, IRC). Он, в свою очередь, состоит из 11 подразделов (subtitles).

В статье 7806 Налогового кодекса говорится, что текстом каждого закона является непосредственно сама статья этого закона и что названия раздела, подраздела, секции, параграфа, в которых соответствующая статья находится, а также ссылки из этой статьи на другие статьи и разделы не являются частью статьи, то есть сама статья закона должна восприниматься отдельно от своего контекста!

А теперь внимание! Если читать закон, следуя всем правилам и именно так, как он был написан, ничего не интерпретируя, не подразумевая и не пытаясь вкладывать в него смысл, которого там нет, то получается, что во всём Налоговом кодексе нет статьи, которая бы обязывала гражданина или резидента США, живущего и работающего в пределах страны, не занимающегося определёнными видами деятельности, платить подоходный налог или заполнять налоговую декларацию (бланк 1040)!

Упомянутые «определённые виды деятельности» — единственные, которые подлежат акцизному сбору, или подоходному налогу, что есть одно и то же.

Какие же виды деятельности закон предусматривает для обложения налогом?

В частности, такие, как производство оружия, табачных и алкогольных изделий. Другими видами деятельности, подлежащими акцизному сбору, являются работа с получением иностранного заработка, а также работа за границей, причём, только в стране, имеющей налоговое соглашение с США и только при зарплате выше 70 тысяч долларов в год.

Все эти виды деятельности по пунктам перечислены в законодательстве, и именно доход из этих конкретных источников облагается подоходным налогом.

Как уже говорилось, и Налоговый кодекс (IRC), и Правила (CFR) написаны доступным языком, и при желании проследить цепочку определений и разъяснений вполне возможно. Это мы и попытаемся сейчас сделать, полностью абстрагируясь от всего, что мы «знаем» о налогах.

Итак...

Статья 1 IRC устанавливает налоговую ставку с налогооблагаемого дохода (taxable income) каждого индивида. Определение taxable income — в статье 63.

Статья 63 IRC определяет налогооблагаемый доход как полный доход (gross income) за минусом вычетов. Определение gross income находится в статье 61.

Статья 61 IRC определяет полный доход как доход из различных источников (sources). Источник может быть географическим и классификационным. Другими словами, устанавливается, где должен работать индивид и чем заниматься, чтобы его доход попадал в разряд облагаемого налогами.

Статья 861 IRC вносит определённую конкретику: «Последующие предметы дохода считаются доходом в Соединённых Штатах...» Здесь перечисляются практически все мыслимые и немыслимые варианты получения денег.

Таким образом, географический источник мы нашли. Однако предмет дохода не есть источник дохода. Осталось решить последнюю часть загадки — найти классификационный источник дохода. Обращаемся к соответствующей секции Правил, которая объясняет, как вычислять налог на доход от источников внутри страны.

Статья 1‑861‑8 CFR называется «Вычисление налогооблагаемого дохода от источников в Соединённых Штатах, а также от других источников и видов деятельности». Она гласит: «...Определённые виды деятельности должны быть идентифицированы, чтобы с них вычислять налогооблагаемый доход».

Итак, не считая производства алкоголя, табака и оружия, под которые отведён целый подраздел, какие же «определенные» виды деятельности имеются здесь в виду?

Ответ — в разделе 1.861-8(е)(11)(f). Здесь перечислены все источники налогооблагаемых доходов внутри страны. Что это за источники? Внимание, барабанная дробь!

 

· —  иностранный налоговый кредит;

· —  доход нерезидентов и иностранных корпораций;

· —  доход от компании, базирующейся за границей;

· —  доход с иностранных поставок газа и нефти;

· —  доход с иностранных поставок полезных ископаемых;

· —  доход от работы на Гуаме, в Американской Самоа или на Марианских островах;

· —  доход от работы в Пуэрто‑Рико и на Виргинских островах;

 

... и так далее, и тому подобное.

Пункта «доход от работы граждан и резидентов США» во всём Налоговом кодексе не существует. Схема налогообложения с первого дня была «иностранцы в Америке, американцы за границей»! Если сделать поиск в Налоговом кодексе выражений «подоходный налог» и «гражданин США», то никогда эти два словосочетания не будут присутствовать в одной секции!

При устройстве на работу в отделе кадров нового работника просят заполнить форму W‑4, которая отсылается в IRS и по которой определяется налоговая ставка. Обычно работник заполняет этот бланк, не задумываясь, что он только что подписал и обязан ли он вообще его заполнять.

Обратимся снова к тексту закона и посмотрим, что там говорится о вычетах. В Налоговом кодексе ищем слово withhold (удерживать) и получаем следующие пять разделов:

 

· —  Раздел 1441. Удержание налогов с нерезидентов (withholding of tax on nonresident aliens);

· —  Раздел 1442. Удержание налогов с иностранных корпораций (withholding of tax on foreign corporations);

· —  Раздел 1444. Удержание налогов с источников дохода на Виргинских островах (withholding on Virgin Islands source income);

· —  Раздел 1445. Удержание налогов с определённых ресурсов недвижимости (withholding of tax on dispositions of United States real property interests);

· —  Раздел 1446. Удержание налогов с доли доходов иностранного партнёра (withholding tax on foreign partners' share of effectively connected income).

 

И всё!

А где же «удержание налогов с доходов граждан и резидентов США?»

 

[15] Martin L. Gross, Tax Racket: Government Extortion from Ato Z, 1995 Ballantine Books (Мартин Л. Гросс, «Налоговый рэкет: правительственное вымогательство от А до Я»).

Hosted by uCoz